«….ему стоило бы продвинуться вперед каких-нибудь полверсты ….»

2019 год является юбилейным сразу на три знаковых события в истории естественнонаучного изучения главной горной вершины Азиатской России – горы Белухи. Это попытка естествоиспытателя-натуралиста А.А. Бунге открыть истоки Катуни в 1929 г., этому событию исполнилось 190 лет, попытка английского путешественника С. Тернера подняться на Белуху в 1904 г. (115 лет тому назад), и восхождение братьев Троновых на Белуху в июле 1914 г., то есть 105 лет тому назад.

Для научного мира и общественности гора Белуха оказалась открытой сравнительно недавно, после вхождения Горного Алтая в состав России. Научное изучение Белухи началось с экспедиции А.А. Бунге 1829 г. Александр Андреевич Бунге (годы жизни: 06.10.1803 – 18.07.1890 гг.) был участником знаменитой флористической экспедиции К.Ф. Ледебура по Алтаю в 1826 г.

В Горном Алтае А.А. Бунге и его руководитель К.Ф. Ледебур следовали по своему маршруту. Они пересеклись только один раз – в деревне Верх-Уймонской в июне 1826 г. Первым 14 июня 1826 г. в Верх-Уймон прибыл А.А. Бунге. К.Ф. Ледебур смог подъехать только 26 июня. В Уймоне они вместе находились несколько дней, а 29 июня каждый продолжил свое естественнонаучное путешествие. В Верхнем Уймоне А.А. Бунге в двухнедельном ожидании приезда К.Ф. Ледебура занимался изучением растительности Уймонской долины и окрестных гор, собирал гербарии, охотно общался с местными жителями-старообрядцами, сообщившими ученому очень много разных сведений о природной среде своего обитания: об горных хребтах, окружавших Уймонскую долину, реках, озерах, животном мире и др. А.А. Бунге очень сильно заинтересовал необычный цвет воды Верхней Катуни – очень высветленный до белого цвета. Уймонские старообрядцы рассказали ему, что бело-молочная Катунь вытекает из Белого озера, расположенного у подножья Катунских столбов, так они называли Белуху. Заинтересованный А.А. Бунге решил проверить эти слухи и посетить это невиданное ни кем из исследователей озеро, вода которого, по словам старообрядцев, походила на густые сливки. В 1826 г. ему не хватило времени для такого путешествия. Совершить экспедицию к истокам Катуни он смог только летом 1829 г.

Путешествие А.А. Бунге к Белухе началось 6 июня 1829 г. из Зыряновского рудника (со стороны современного Казахстана). Поздно вечером 7 июня он прибыл в старообрядческую деревню Фыкалку. На следующее утро он со своими спутниками двинулся на северо-восток, и вечером 8 июня они оказались на высоком болотистом плато, с которого перед ними предстала величественная картина, которую он описал следующими словами: «справа на юго-востоке оказалось большое Маралье озеро, а на северо-востоке вздымались, пламенея в лучах заходящего солнца исполинские Катунские столбы (Белуха) в своем вечно неизменном плотном снежном саване». Исследователь был восхищен зрелищем этих исполинских гор.

А.А. Бунге поднялся к месту слияния двух мощных горных потоков, то есть главного истока Катуни с Кипчаком (Капчалом). До ледника, позже названного Катунским (в конце XIX в. – ледником Геблера), дающего начало самой большой реке Горного Алтая – Катуни, он не дошел всего полкилометра. По этой же причине он с того места, до которого смог подняться, не увидел и Белуху, закрытую отвесными скалами и каменными осыпями.

Профессор Томского университета В.В. Сапожников, основательно изучивший все подходы к Белухе в конце XIX – XX вв., писал, что ему (то есть А.А. Бунге) стоило бы продвинуться вперед каких-нибудь полверсты или перебраться на левый берег Катуни, и он увидел бы обе вершины Белухи и Катунский ледник почти во всю длину.

Но А.А. Бунге в июне 1829 г. не мог переправиться через «страшную» реку, поэтому он ограничился осмотром окружавшей его местности. Поскольку катунский поток протекал через осыпи мягкого, растиравшегося в зеленовато-белый порошок известнякового сланца, то исследователь счел, что катунской воде белый цвет придает именно этот сланцевый порошок. Он правильно установил, что с горного водораздельного массива в разные стороны текут реки с белой водой – Катунь, Берель, Белая и Бусая. А.А. Бунге выяснил, что он ошибался в 1826 г., принимая за Катунские столбы, о которых он слышал, высокие покрытые ледниками горы, располагавшиеся на левом берегу другой реки Алтая – высокогорной Чуи. На самом деле, как он убедился в 1829 г., от Чуйских гор Катунские столбы (Белуха) отделялись р. Аргутом. О высоких вершинах Северо-Чуйского хребта исследователь получил дополнительные сведения от торговца Токарева, побывавшего в Курайской степи в 1829 г. Местные алтайцы называли эти горы Атла-Ту (Лысая гора), или Йик-ту, точнее Ыйик-ту (Божья гора), или Йик-Ат (Божья лошадь), то есть посвященная божеству гора, на которую никто из людей не имеет права подниматься, хотя до снеговой линии можно легко подняться, что и сделал Токарев в конце июня – начале июля 1829 г.

Что касается А.А. Бунге, то в 9 часов утра 13 июня он уже был в Зыряновском руднике. Для него экспедиция по изучению истоков Катуни закончилась. Впоследствии он совершил другие путешествия по России, стал видным ученым, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук

А история исследования Белухи в дальнейшем была тесно связана с именами известных российских ученых: Ф.В. Геблера, В.В. Сапожникова, В.А. Обручева, Б.В. Тронова, М.В. Тронова, В. И. Верещагина, П.Н. Крылова, финского исследователя Й. Г. Гранё и других ученых

Видному исследователю Катунских ледников В.В. Сапожникову удалось подняться на Седло Белухи 9 июля 1898 г. Эта была первая попытка восхождения на самую высокую гору Катунского хребта и Азиатской России.  Ученому не хватило всего 500 метров для того, чтобы взойти на вершину Белухи. Сорвалась попытка восхождения на Белуху, предпринятая иностранным путешественником С. Тернером в марте 1904 г. На вершину горы удалось подняться братьям М. В. и Б.В. Троновым в 1914 г., и то только после нескольких неудачных попыток.

В настоящее время Белуха как один из основных объектов современного горного туризма и альпинизма, конечно, посещается каждый полевой сезон. Но, как и в старину, Белуха по-прежнему является священным символом и особым сакральным местом для всех народов Алтая, а также для населения сопредельных Казахстана, Монголии, Китая. Белуха в историческом прошлом и настоящем играет важную роль в духовной культуре народов Большого Алтая.

В Казенном учреждении Республики Алтай «Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай» отложились ценные документальные источники по истории восхождения на Белуху и ее естественнонаучного изучения в XX столетии.

 

Кандидат исторических наук Мукаева Л.Н.